20 февраля 2015 г.

Нейробиологические механизмы рационального диспута и альтернативного оценивания/объяснения раздражителя

Современные исследования в области клинической биопсихологии и нейропсихотерапии показывают, что оба полушария головного мозга в силах автономно принимать стимулы, обрабатывать и реагировать на поведенческом уровне, и, что они "сознательны" в равной степени (equally consious), однако не в ровной мере "вербальны" (equally verbal). Правое полушарие обрабатывает малодетализированную информацию быстрее, чем левое полушарие, а это значит, что правое полушарие лучше справляется с задачей анализа недетализированных признаков эмоциональных экспрессий (мимика, интонация голоса и т.д.) других людей.

Основываясь на этом, можно предположить, что эмоционально значимый раздражитель быстрее обрабатывается и оценивается (первичная, автоматическая оценка) корковыми структурами правого полушария. Это, в свою очередь, ведет к тому, что соответствующие ответные, поведенческие паттерны создаются на основании "восприятия" и оценки, маркировки правого полушария. И учитывая тот факт, что детализированное, рациональное и альтернативное обрабатывание и анализ стимула присуще левому полушарию, становится ясно, что возникшим на основе правополушарных обработки и анализа респондентным поведенческим паттернам будет характерна больше неадекватность, чем адекватность.

Для адекватного оценивания и поиска альтернативного объяснения раздражителя необходимо билатеральное обрабатывание последнего, т.е., чтобы в процесс обработки раздражителя были включены соответствующие структуры и левого, и правого полушарий, тем более, что левое полушарие тоже обладает своими собственными подкорковыми структурами, отвечающими за эмоции. А это значит, что левое полушарие имеет равные возможности активировать находящиеся под корой головного мозга системы автоматического респондирования. Левое полушарие к тому же может обрабатывать более детальные компоненты информации и генерировать более комплексные ответы на раздражители, в частности, в вербальной сфере. Однако для обеспечения билатеральной обработки раздражителя необходима включенность в процесс "вербального интерпретатора" (verbal interpreter).

Именно вербальный интерпретатор придает смысл эмоциям правого полушария и маркирует их как разумные, приемлемые или неразумные, неприемлемые. И если учесть то, что межструктурные сети, связывающие между собой вербальный интерпретатор и двигательные участки (action columns), позволяют напрямую манипулировать ассоцированными тыльными рецептивными участками коры головного мозга (posterior cortical receptive columns), предоставляя тем самым возможность тормозить активацию участков, генерирующих эмоционально нежелаемые реакции (affectively undesirable columnar activation) и активировать альтернативные сенсорные участки (alternative sensory columns) (например, логический анализ и альтернативная интерпретация или обяснение), то становится ясным, что создание альтернативных оценок раздражителя постфактум можно осуществить только:

  • при активации соответствующих нейронных сетей уже сложившегося эмоционально-поведенческого паттерна путем: 1) когнитивного (активируя память, мышление и т.д.) и сенсорного (визуального, аудиального, кинестетического и т.д.) проигрывания первичной ситуации;  2) эмоционального переживания первичной ситуации.
  • при параллельной активации вербального интерпретатора левого полушария, путем: 1) вербализации и вербального переоценивания смысла раздражителя; 2) вербализации эмоциональных переживаний первичной ситуации; 3) вербального конструирования альтернативных оценок раздражителя.


ИСТОЧНИК: Бегоян А.Н. Когнитивное конструирование реальности: три техники из когнитивно-концептуальной терапии / А.Н. Бегоян. - Ер.: Авторское издание, 2014. - 64 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий