11 апреля 2010 г.

Феномен “воображаемого партнера” – игра или галлюциноз?

В детском возрасте, в болшинстве случаев в 4-ом году жизни ребенка, в его деятельности проявляются особенные элементы психической активности, которые подразумевают собой наличие некоего “воображаемого” объекта, с которым ребенок манипулирует, разговаривает, приписывая ему (объекту) особенности реально существующей личности (речь, действия, мнение и т.д.), к которым дети относятся как к персонам, “персонажам наделенным собственной психической активностю”. В психологии этот феномен известен более как “феномен воображаемого партнера” (далее – ВП) .
Феномен ВП в научной психологии исследуется более 50-и лет, но до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы относительно природы его происхождения, роли и значения в развитии личности ребенка. Является ли наличие ВП результатом психотравматических переживаний ребенка, свидетельствует ли о наличии неблагополучной эмоциональной, морально-психологической атмосферы, среды в котором растет ребенок или же это закономерное возрастное новообразование? Свидетельствует ли долговременное существование этого феномена об уходе ребенка в мир фантазий, в свой внутренний мир, или напротив, посредством ВП ребенок начинает и учится разграничивать реальный мир от своего внутреннего мира, от своих фантазий?

Наблюдения свидетельствуют о том, что ВП может “присуствовать” в мире ребенка как невидимым образом, т.е. быть полностью воображаемым, также его образ может иметь материальную опору, т.е. проецироваться на реальные объекты, причем не имеющие сходство с человеческим лицом или физиономией вообще (например подушка, ручка, шахматная фигура).

И мы, все чаще сталкиваясь в профессиональной практической деятельности с феноменом ВП, решили детально изучить этот феномен на практике. Основной целью нашего исследования было уточнение сущности феномена ВП – представляет ли он из себя игру или является определенным типом галлюциноза? Исходя из этого поставили перед исследованием 2 задачи: 1) выявление основных критериев различения нормальных и патологических проявлений, развития ВП; 2) выявление основных функций ВП.
Далее представляем результаты исследования.


Критерии различия нормы и патологии
Чеснокова О.Б. и Яремчук М.В. основными критериями различия “воображаемого партнера” в рамках нормального и патологического развития отмечают совокупность следующих признаков: 1) адекватность различения ребенком реального и воображаемого мира; 2) влияние взаимодействия ребенка с ВП на реальные контакты с другими людьми (препятствует или нет); 3) возрастные рамки существования ВП; 4) длительность существования ВП; 5) значение ВП для ребенка.

Наблюдения сделанные нами показали, что можно ввести по крайней мере, еще один критерий определения нормы и патологии, а именно: имеют ли нечто общее характеристики ВП с личностными особенностями самого ребенка (например насколько “желания” ребенка и ВП расходятся; ребенок спокойный, комформный а ВП агрессивен и упрям).

Если путем простого анализа можно понять что, то что делает или то что говорит ВП исходят из личности самого ребенка, из его переживаний, потребностей и желаний, то данный полюс критерия тяготеет к нормальным проявлениям развития.


Функции ВП
Результаты исследований Чеснокова О.Б. и Яремчук М.В. показали наличие следующих функций ВП: 1) функция ориентировки; 2) компенсаторно-замещающая функция; 3) защитная функция.

Однако относительно выявления и классификации функций ВП есть один ньюанс, который не учитывают многие специалисты, а именно: перед тем как классифицировать те или иные функции ВП, необходимо диференцировать их (функции) по двум категориям – в рамках нормального развития ВП и патологического развития ВП.

Наши наблюдения показали, что в рамках нормы феномен ВП имеет определенные функции, и в данном случае ВП является как бы средством опосредования психичических функций эго самого ребенка. В случае нормы ребенок умело пользуется, манипулирует образом, персонажем ВП, и последний же выступает как нечто - существование которого зависит от воли ребенка. В этом отношении (в рамках “нормы”) феномен ВП относится к тем проявлениям психики которые Hagen L. называл «смутным помешательством». Сюда относятся те случаи, когда человек, иногда произвольно исходя из внутренней потребности, создает вокруг себя выдуманный мир и вступают с ним в оживленные отношения, не будучи ни в малейшей мере уверенными в реальности последнего. Причем, как отмечает Jaspers K., они не дают окружающему сбить себя с толку и исполняют выбранную ими самими роль точно, как артисты, так что создается видимость, как будто они ощущают вымышленное окружение, в то время как внимательное наблюдение приводит к выводу о необоснованности подобных предположений . Это более похоже на игру, и с этой точки зрения феномен ВП по сущности выступает как своебразный вид игры.

Нами былы выявлены и классифицированы следующие функции ВП (в рамках нормы): 1) оценочная - ребенок пробирует разные стили поведения сперва приписывая их (точнее мотивы) ВП, потом оценивает реакции и оценки окружающих, после чего и решает выбрать или нет данный стиль поведения; 2) компенсаторно-коммуникативная – посредством чего ребенок реализует свою потребность в общении; 3) компенсаторно-поведенческо-ролевая – в данном случае оно проявляется в реализации ребенком своих потребностей в проявлении определенных видов активности, которые ему запрешены (например пить кофе “как взрослые”). В основном это те формы поведения которые подчеркивают его принадлежность ролевым моделям взрослых (ставить запреты “как взрослые” или улаживать спать); 4) компенсаторно-эмоцианально-замещающая – проявляется как классический фрейдовский механизм защиты - замещение, “проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угражающего объекта или личности к менее угрожающему. Расспространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки”.

Однако иначе дело обстоит с патологическим развитием феномена ВП. В данном случае будет не совсем точно говорить о каких нибудь функциях, так как в этом случае ребенок воспринимает ВП как реально и независимо от своего сознания и воли существующего субъекта активности, деятельности. Если в случае “нормы” ВП выступает как средство проявления защитных механизмов личности и отражает опосредованные формы проявлений этих самых механизмов, то в данном случае (в случае патологического развития) неуместно говорить о функциях ВП также, как например о функциях галлюцинаций. И в этом отношении феномен ВП больше походит на галлюциноз.



Релевантные статьи и их выходные данные:

Бегоян А.Н. (2008) Феномен “воображаемого партнера” – игра или галлюциноз? // Психология – наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30-31 октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко, А.С.Обухова. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. – 543 с.; с. 40-43.

Бегоян А.Н. (2009) Феномен “воображаемого партнера” // “Евразия” научно-метдоический журнал, # 1-2 (2-3), 2009, Ереван; с. 13-18.

Комментариев нет:

Отправить комментарий