7 октября 2010 г.

ККТ: Создание альтернативных оценок

Известно, что реакция личности обусловлена ее оценкой раздражителя, точнее оценкой эмоционального переживания/опыта, вызванного раздражителем. Перед тем как определенным образом реaгировать адекватно своей оценке – во время самого процесса восприятия/переживания – личность дает одну и только одну когнитивную оценку воспринимаемому материалу. В некоторых случаях подобные оценки не всегда соответствуют действительности и несут в себе иррациональные элементы. Это есть принцип первоочередности в психологии. “Принцип первоочередности очень значим во всей психологии. Он говорит о том, что люди больше внимания обращают на свои первые впечатления от событий, чем на последующие. Эти первые впечатления могут относиться к чему угодно: первый полет на самолете, первый раз, как вы покинули дом, ваш первый поцелуй”.

И для того чтобы развить у человека рациональный взгляд на события и вещи, для того чтобы развить в нем рационально-критическое мышление – необходимо научить его мыслить альтернативно, т.е. помочь развить в себе умение поиска альтернативных оценок одного и того же эмоционального переживания/опыта, которое в свою очередь повлечет за собой изменение и самой реакции личности на конкретный раздражитель (слово, событие, вещь).
Большинство людей признаются, что во время оценки того или иного опыта (особенно осмысления мотивов поведения другого/других) они отдают себе отчет, что есть вероятность ошибки. Однако осознание этой вероятности, или же выражаясь более точно – наличие подобной мысленной формы никак не помогает им на самом деле освободиться от тирании первичной/автоматической оценки. Даже если в данный момент подобная мысль/допущение и помогает, то со временем первичная оценка все больше укрепляется в своих позициях, по той простой причине, что, во-первых, первичная оценка реальна – она имеет свою когнитивную форму и облечена в определенные эмоции, т.е. связана ассоциативно-концептуальными связями с определенным эмоциональным опытом/состоянием, а альтернативных оценок нет, их просто не существует – есть лишь предположение об их существовании. Во-вторых, если даже они (альтернативные оценки) и существуют, то только в нестойкой когнитивной форме, так как со временем, в силу особенностей функционирования нашей нервной системы, когнитивные содержания имеют свойство перемещаться в более глубокое содержание психики (так как сознание не в силах удержать в своем феноменальном поле бесконечное количество информации), а эмоциональная сторона смысла остается в виде фона, и в дальнейшем при повторении того же события (или же похожих событий) активизируется уже та когнитивная структура, которая в свое время была ассоцирована с каким-нибудь эмоциональным содержанием, так как ключом-триггером в данной ситуации всегда выступает эмоциональный опыт. Именно поэтому для решения данной проблемы необходимо конструировать альтернативные оценки в виде и по принципу конструкции первичной оценки, т.е. конструировать когнитивную форму и ассоцировать соответствующее эмоциональное переживание/состояние.

И для решения данной проблемы – для изменения реакций личности – нами, в рамках когнитивного метода, когнитивного конструирования, была разработана данная техника - техника создания альтернативных оценок.



Более подробно о технике - здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий