6 января 2013 г.

Концептуальный диссонанс: сущность и патогенные стратегии сглаживания


"Вход в лабиринт"
Войтехович В.D.
В когнитивно-концептуальной терапии приянто считать, что корни психологических проблем надо искать в самом процессе познания и восприятия. А более конкретнее – в процессе концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (M) и/или в устанавливании/выборе конкретной морально-социальной нормы (B - убеждение, мотив, установка, принцип, закон) по отношению к этим самым концептуальным оценкам. Проблема появляется тогда когда в силу определенных обстоятельств меняется или же ломается уже привычный ход процесса восприятия, тем самым вызывая острый психический дискомфорт именуемый фрустрацией. В это самое время внезапно в уже давно автоматизированный процесс активизации гешальт-концепта конкретным A, включается сознание для того чтобы разобраться в ситуации и решить проблему. Описанное состояние можно охарактеризовать одним словом – стресс. И подобное стресовое состояние будет продолжаться до тех пор пока не решиться концептуальный диссонанс между привычным/ожидаемым содержанеим гештальт-концепта и новым опытом.

Концептуальный диссоннас
О концептуальном диссонансе можно прочитать здесь

Содержательно-процессуальная сущность концептуального диссонанс: страх и тревога
Состояние концептуального диссонанса характеризуется психоневротическим напряжением (стресс) и переживанием страха и тревоги. Осознавая факт несогласованности имеющихся концептов реальности, т.е. осознавая что действующие концепты не дееспособны и не точны в новой сложившейся жизненной ситуации,  личность понимает также, что тем самым приходят в негодность, точнее опровергаются и действующие “сценарии будущего” (т.е. свое видение своего будущего). Нету “сценария будущего” – нету определенности и жизни вообще, нету определенности – нету и комфорта и спокойствия. Таким образом теряя свое психическое равновесие и “уверенность в завтрашнем дне” личность теряет “почву под ногами”.  Страх и тревога наполняют все бытие личности. Т.е. в данном случае “страх возникает как реакция человека на осознание разсогласованности мира, несоответствия желаемого и реального” (Гуревич П.С. Страх – молитва души). 

“Мир прозрения рождает оцепенение. То есть человек в какой-то момент осознает реальное положение дел и свое место в этом. Страх возникает именно в момент кореляции субъекта и объективной ситуации” (Даллакян К.А. Воля как феномен энвайронментального отношения).  И данное состояние “оцепенения” нуждается в немедленном устранении. По крайней мере к этому неудержимо стремиться личность переживающая последнее. 

“Сглаживание” диссонанса: альтернативная/желаемая реальность, дефицитарная логика и психические растройства
Человек, столкнувшись с действительностю, которую и вовсе не ожидал и уж тем более не желал, прибегает к определенным действиям, точнее стратегиям чтобы “сгладить” диссонанс. Основными  личностными стратегиями в ситуации концептуального диссонанса являются:
Любого вида искажение наличной действительности – “уход  в иные миры”, “конструирование желаемой/альтернативной реальаности” (“Александр говорил что меня любит. Я думала что он прекрасный человек и что будет любить меня всегда. И поэтому, скорее всего, это мне показалось что он сегодня мне сказал, будто бросает меня”);
Любого вида искажение законов и принципов формальной логики (“Александр говорил что меня любит. Я думала что он прекрасный человек и что будет любить меня всегда. И поэтому когда он сегодня мне сказал, что бросает меня, то скорее всего имел ввиду что устал от прогулки и хочет пойти отоспаться”);
Полное отрицание эффективности прогностических способностей и прогнозов и тем самым принятие полностью полярных ценностей (“Александр говорил что меня любит. Я думала что он прекрасный человек и что будет любить меня всегда. Но так как он сегодня мне сказал, что бросает меня, то это значит что он меня никогда не любил, я ошибалась в нем, и вообще он сволочь” ).

Когда искажается реальность (“искажение наличной действительности”). 
О том почему это происходит очень хорошо описывает R.McMullin: “Клиенты стараются обеспечить консонанс, даже если сама схема приводит к эмоциональному дистрессу, потому что диссо¬нанс является для них даже более стрессогенным и может вызвать тревожность. Эффект от этого равноценен тому, чтобы сказать: «Нормально быть несчастным; если действительность та¬кова, то это твоя единственная альтернатива в жизни». Даже если это угнетает их, клиенты будут придерживаться мысли о  том, что они больны, потому что их установки и поведение основаны на таком восприятии; они будут защищать свои «нездоро-вые» утверждения вопреки многочисленным доказательствам обратного. Здесь ключевым моментом является то, что их «реальность» сфабрикована ими же, это продукт их ошибочных представлений о себе и окружающем мире.” 

Когда искажаются когнитивные процессы (“искажение законов и принципов формальной логики”). В данном случае концептуальный диссонанс сглаживается путем изменения/искажения законов и принципов формальной логики, вследстии чего у личности начинает развиваться дефицитарная логика. Личность прибегает к отрицанию нового опыта (человек становиться более ригидным и искажаются логические и рациональные стороны осмысления реальности). Появляется необходимость хоть как то интегрировать новые полученные данные, тогда человек впихивает их в рамки уже существующих гештальт-концептов, в результате чего дегенирируются мыслительные способности личности, создается некая автономная дегенеративная/дефективная логика.

Когда забраковывается имеющийся опыт (“отрицание эффективности прогностических способностей и прогнозов”). Сущность данной стратегии заключается в том, что личность забраковывает весь свой накопленный опыт в этой сфере, т.е. наделяет составляющие гештальт-концепта, и тем самым весь гештальт-концепт, прямо противоположенными качественными характеристиками. 

В норме концептуальный диссонанс должен решиться путем не отказа от принятия действительности (нежелание нарушить гомеостатическое состояние) и  не  путем полного отрицания эффективности ранее накопленного опыта (полное изменение качественного полюса гештальт-концепта) а путем реконструкции конкретного гештальт-концепта. Т.е. для изменения деструктивной реакции или же для востановления умения рационального осмысления действительностьи необходимо внести изменения в саму концептуальную триаду, тем самым и в сам гештальт-концепт. 

ИСТОЧНИК: Бегоян А.Н. Концептуальный диссонанс: сущность и патогенные стратегии сглаживания // Много голосов – один мир: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов – один мир» (психология в зеркале междисциплинарного подхода) / под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика» 2012. 217 с.; Том I 29-31. 

ПОЛНАЯ И НАУЧНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ: http://www.academia.edu/2338230/_._._2012_._ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий