14 октября 2013 г.

Когнитивное моделирование: три техники из Когнитивно-концептуальной терапии

Примерно год тому назад я разработал короткую обучающую программу (всего 10 часов), в формате воркшопа, по трем авторским психотерапевтическим техникам, которые объеденил под общим названием "Когнитивное моделирование". В программу воркшопа вошли следующие техники: 1) Создание альтернативных оценок [раздражителя]; 2) Позитивное моделирование предстоящих событий, и 3) Конструирование альтернативных сценарий [будущего/жизни]. Предназначен данный воркшоп для специалистов сферы психического здоровья - для психологов, психотерапевтов, психиатров, специальных педагогов и клинических социальных работников.

Фотографии из первой
тренинговой группы
Июль 2013г.
Апробацию и текущее корректирование данной обучающей программы осуществил еще будучи в Польше, а по возвращению объявил о наборе в первую тренинговую группу. Воркшоп "Когнитивное моделирование: три техники из Когнитивно-концептуальной терапии" состоит из трех встреч, в течении которых участники на практике обучаются вышеуказанным трем техникам. Воркшоп на 70-80% состоит практиескиех занятий/упражнений и только 30-20% из теоретических.

Фотографии из последней
тренинговой группы
Июль 2013г.
Данный воркшоп проводиться в Harmand Hilfmann School of Professional Psychology и по окончанию выдается сертификат. Как правило, каждая тренинговая группа состоит не более чем из восьми участников, среди которых, в основном, практикующие психологи и психиатры.

Желающие записаться на воркшоп могут обращаться в Harmand Hilfmann School of Professional Psychology. Контакты:
Организаторы тренингов из других стран, заинтересованных в проведении данного воркшопа у себя в городе, могут позвонить или написать мне. Мои контакты:
Теперь немножко о техниках.


Техника "Создание альтернативных оценок"
Известно, что реакция личности обусловлена ее концептуальной оценкой раздражителя, точнее оценкой эмоционального переживания/опыта вызванного раздражителем. Перед тем как определенным образом реaгировать адекватно своей оценке – во время самого процесса восприятия/переживания – личность дает одну и только одну когнитивную оценку воспринимаемому материалу. 

Для того чтобы развить у человека рациональный взгляд на события и вещи, для того чтобы развить в нем рациональное-критическое мышление – необходимо научить его мыслить альтернативно, т.е. помочь развить в себе умение поиска альтернативных оценок одного и того же эмоционального переживания/опыта, которое в свою очередь повлечет собой изменение и самой реакции личности на конкретный раздражитель (слово, событие, вещь). 

Большинсто людей признаются, что во время оценки того или иного опыта (особенно осмысления мотивов поведения другого/других) они отдают себе отчет, что есть вероятность ошибки. Однако осознание этой вероятности, или же выражаясь более точно – наличие подобной мысленной формы никак не помогает им на самом деле освободиться от тирании первичной/автоматической оценки. И для решения данной проблемы – для изменения раекций личности – была разработана данная техника.

Техника "Позитивное моделирование предстоящих событий"
Невольно моделированием предстоящих событий занимается каждый из нас. Все мы умственным взором конструируем то что должно произойти завтра, послезавтра или скажем в конкретный день в отдаленном будущем, будь то собеседование по поводу новой работы, будь вступительный экзамен или признание в любви. Однако бывает так, что у некоторых из нас в определенный промежуток времени, жизни, непроизвольно конструируются только негативные модели предстоящих событий (автопрограммирование негативного сценария), т.е. исход события, развязка представляются нам только негативным. 

Техника позитивного моделирования предстоящих событий есть конструирование позитивной модели конкретного отрезка будущего. Т.е. последнее является по сути когнитивно-имажинативной суггестией, программированием, которая воздействует на сознание и подсознание человека с такой же силой и успехом как и непроизвольно сконструированные модели предстоящих событий. В результате детального (произвольного) моделирования предстоящих событий в концептуальной системе личности могут возникнуть новые гештальт-концепты, которые в определенный момент (в конкретный отрезок будущего) будут служить человеку в качестве подсознательной инструкцией действий. Т.е. создавая конкретную модель предстоящих событий (и лежащую в ее основе гештальт-концепт) запускается и механизм некой интенции к исполнению, точнее реализации данной модели (стремление к завершению гештальт-концепта). 

Техника "Конструирование альтернативных сценарий"
“Сценарием будущего” в Когнитивно-концептуальной терапии называют конструированный личностью образ будущего. Каждый человек имеет определенные ожидания и желания, и современем все это слагается в одну концептуальную модель – образ будущего – который конструирует личность основываясь на своих собственных прогностических идеях, и чаще всего ошибается в большинстве своих прогнозов. Это знает и подтвердит каждый из нас, однако знание этого факта не удерживает нас от мысленного моделирования желаемого “сценария будущего”. Со временем этот конструрованный нами образ желаемого будущего становиться частью нашей концептуальной системы, частью нас самих, так как будто оно (желанное будущее) уже наступило, и в дальнейшем если наши ожидания не оправдываются и происходит своего рода “ломка сценария”, то мы попадаем в определенное состояние которое получило название фрустрированность . 

Как ни странно но именно несоответствие наших прогнозов (“сценария будущего”) и действительности, является основным генератором психологических проблем. Именно этот диссонанс, т.е. когда одно содержание нашей концептуальной системы (конкретный прогноз) противоречит другому (восприятие конкретной действительности), называется концептуальным.

Многолетний опыт работы в сфере психологического консультирования и психотерапии дает основение утверждать, что именно сценарий будущего и является основным средством защиты от тревоги перед лицом неопределенности завтрашнего дня. Наличие хоть какого-то сценария делает будущее прогнозируемым и опредленным (хоть в какой-то мере). При наличии сценария будущего человек в силах проявлять активность, черпать мотивацию и двигаться дальше. Именно поэтому сценарий будущего напрямую связан с волей к жизни. А данная техника предназаначена для интеграции нового опыта, путем корректирования существующего сценария будущего или же конструирования нового. Альтернативное название техники – “Режиссер”. 

  • Бегоян А.Н. Превенция и преодоление иррациональных представлений: техника  создания альтернативных оценок раздражителя // Современные подходы к профилактике социально значимых заболеваний. Материалы Международной научно-практической конференции, 22 сентября 2012 г. Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2012. - 335 с.; 165-169.
  • Бегоян А.Н. Когнитивно-имажинативное моделирование: позитивное моделирование предстоящих событий // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года) / под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2013. – 331 с.; 39-42.
  • Бегоян А.Н. Моделирование и конструирование альтернативных сценарий: техника “я режиссер”  при ломке сценария будущего // Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 273 с.; С. 10-13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий