9 сентября 2011 г.

Давид Анахт

Дави́д Ана́хт (арм. Դավիթ Անհաղթ, Давид Непобедимый; конец V века — 1-я половина VI века) — античный армянский философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма.

Философская деятельность
Давид Анахт учился в Александрии и Афинах. Прозвище «Непобедимый» получил за постоянные победы в философских спорах. Философской деятельностью занимался не только в Византии, но также в Армении, где философия стала развиваться незадолго до его рождения с созданием армянского алфавита Месропом Маштоцем в самом начале V века).

Философия Давида Анахта, изложенная в сочинениях «Определения философии», «Анализ „Введения“ Порфирия» и др. сочетает в себе классический платонизм с элементами учения Аристотеля и Пифагора. В работах затрагивается широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли логики в познавательных процессах и др.

Трактат «Определения философии»
Наибольшую известность получил трактат «Определения философии». В трактате Давид осуждает скептицизм и релятивизм, отстаивает значение и ценность философской мысли. Философия разделяется на теоретическую и практическую. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека; целью — постижение сущего. Практическая философия на основе результатов теоретической должна вести души людей к добродетели. Указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию — вот главное, по Давиду, предназначение философии в целом.

В отношении философии существует шесть подходов-определений:
1.Философия есть не только наука о сущем, но о сущем как о таковом, о природе сущего.
2.(По Платону) Философия есть наука о божественных и человеческих вещах (то есть, философия оперирует крайними или предельными категориями).
3.Философия есть забота о смерти; при этом смерть понимается здесь не в буквальном смысле, но в логическом, как становление, не пустое и не лишенное назначения, но такое, в котором достигаемая цель так или иначе присутствует в каждом моменте.
4.Философия есть уподобление Богу. При этом такое уподобление снова следует понимать логически; то есть в аспектах общекачественном, разнокачественном, разновидном и символическом; и если философия есть уподобление Богу, то это не есть какое-нибудь частное уподобление, но самое общее.
5.(По Аристотелю) Философия есть «искусство искусств и наука наук». При этом когда мы говорим «наука наук» или «искусство искусств», первая категория в этих двух парах понятий, очевидно, обладает гораздо более общим характером. Геометрия, например, есть тоже наука, фонетика есть тоже наука и т. п., но ни то, ни другое не есть ни «наука наук», ни «искусство искусств».
6.Если философию определяют как «любовь к мудрости», используя этимологию самого термина «философия», что, в таком случае, есть собственно мудрость? Мудрость есть цель самого разума, или истинная наука о сущем, то есть о Боге. При этом Давид проводит пять различений способности познания: ощущение (всегда только частичное), воображение (частичное знание об отсутствующей вещи), мнение (основанное и не основанное на знании причин), размышление (общее знание, основанное на знании причин) и разум (научное знание).

В отношении сущего существует четыре вопроса-подхода к сущему: существует ли сущее? что есть сущее? какова сущность сущего? для чего существует сущее?

1.Первый вопрос предполагает свои собственные три вопроса: вопрос о заведомо не сущем (фантастический козло-олень), о сомнительно сущем (надзвездное небо или антиподы), о несомненно сущем (человек, лошадь, орел).
2.На второй вопрос ответ может быть получен при помощи имени, или при помощи определения; имя отвечает на вопрос: «что это такое?»; определение есть подведение существенного частного под общее, так, чтобы выявлялась природа определяемого.
3.Здесь же возникает ответ на третий вопрос, поскольку развернутое определение в сравнении с простым именем как раз и содержит в себе все признаки, которые отвечают на вопрос: каково сущее? (То есть, вопросы о том, что такое сущее и каково сущее по существу, суть один и тот же вопрос, данный в разных аспектах.)
4.Отвечая на четвёртый вопрос, о цели сущего, Давид, в числе прочего, выводит положение о том, что человек существует для «украшения сущего»; при этом знание должно служить духовному возвышению человека («Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу»).

В 1980 году по решению ЮНЕСКО отмечался 1500-летний юбилей Давида Анахта.
В этом же году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Анахту.

SOURCE: Wikipedia

Комментариев нет:

Отправить комментарий