26 апреля 2010 г.

Концептуальная система личности

Введение или от “образа мира” к “концептуальной системе личности”
Многозначное понятие “образа мира” встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G.Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева, 2006; с.5).

Термин “образ мира” в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н.Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как “проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это — знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.” (Леонтьев, 1983; с.254). В работах Е.Ю.Артемьевой образ мира представляется как “интегратор” следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Богпомочева, 2006; с.6). С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие” (Богпомочева, 2006; с.6). В отношении сущности образа мира, О.А.Богпомочева отмечает: “образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой” (Богпомочева, 2006; с.6). При этом образ мира – “не склад инструментов, приемов и программ”, а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д.Смирнова, образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева, 2006; с.6). По мнению Г.А.Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках (Богпомочева, 2006; с.7).

Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемых коллег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мы находим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности (образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение “концептуальная система личности” (Person Conceptual System). А выбор данного терминологического обозначения объясняется тем, что понятие “концептуальная система личности” наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемы и сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе я попытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульной системы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальной психотерапии.

Сущность концептуальной системы личности
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т.д.. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция “карты мира” развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная “карта мира”, на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также “опытом”, или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что “карта (субъективное, ограниченное восприятие) - не территория (действительность)”, т.е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).

Продолжая о природе КСЛ, следует отметить, что это понятийная система, феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомерная ментальная карта всего того, что находится внутри - и вне “Себя”, участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическим содержанием и активностью. КСЛ это “Свой мир” личности где действуют свои законы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и цели жизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества, вселенной и т.д.. Это “мир” где каждый объект (предмет, явление, ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл и назначение, это “мир” где личность сама устанавливает причинно-следственные связи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальность личности.

Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом активности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть сама личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии – “…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда "не уйти"…”, ибо мы и есть это бытие. “Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость” (Рубинштейн, 1957; с.269).

В отличии от дифференцированной, объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный, комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности. Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология или психология субъектного познания мира, т.е. объективный взгляд на внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта. Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер, 2002; Роджерс, 1999). “Индивидуальность”, “субъективность” и “холистичность” – основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно также добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности: “Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом” (Хабермас, 1989; с.36).

Многоуважаемая И.Г.Малкина-Пых излагая в одном из своих работ понятие “модель мира”, в принципе характеризует ее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г.Малкина-Пых следующее: “Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. “Модель” включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными” (Малкина-Пых, 2008; стр.59).

И естественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенной мере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить, что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точки зрения уместно высказыванеие В.Е.Кемерова, о том, что: “Мировоззрение личности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющей вектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации” (Кемеров, 1977; стр.166).

Вместо заключения: концептуальная система личности и психотерапия
В заключенни хотелось бы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г.Малкина-Пых пишет: “Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации” (Малкина-Пых, 2008; стр.59).

В биодинамической концепции J.Н.Masserman модель мира предстает под именем “концепции действительности” – выявление которой, согласно J.Н.Masserman, является первой задачей психотерапии, так как именно “концепцией действительности” и ориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н.Masserman весьма оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии является Концептуальный Психонализ (Conceptual Psychoanalysis) главной задачей которого является выявление особенностей КСЛ (“концепция действительности” – J.Н.Masserman; “образ мира” – А.Н.Леонтьев) клиента.


Полную и научую версию статьи можно прочитать в здесь.


Релевантные статьи и их выходные данные:

Бегоян А.Н. (2010) Концептуальная система личности // Интегративная психотерапия сегодня: Материалы I Международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2009 г.) / Под ред. Р.А. Погосяна – г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр ирановедения”, 2010 – 22 с; с. 15-22.

2 комментария:

  1. Думаю концепция "концептульной системы личности" представляет собой феноменологическую теорию личности... хотя не лишена и когнитивистского "духа" )))

    ОтветитьУдалить
  2. Возможно... но честно говоря я особенно не пытаюсь классифицировать по концептуальным категориям свои взгляды... однако конечно же разделяю многие тезисы и феноменологической психологии, и когнитивной психологии.

    ОтветитьУдалить