1 апреля 2010 г.

Личность в киберпространстве: в поисках альтеративной/желаемой реальности

Общеисвестно, что каждый человек в своей жизни стремиться к комфорту, и всеми силами пытается сделать окружающую среду (и материальную, и ментальную) более комфортабельной и бестревожной. Однако, как показывает практика, абслоютизация именно этого стремления и зачастую становиться причиной разнообразных психологических проблем, и люди бывают не в силах справиться с ними самостоятельно.
 Философия низкой толерантности к фрустрации – так это явление окрестили в рационально-эмотивной поведенческой терапии (далее – РЭПТ) – когда люди верят, что им объязательно всегда должно быть комфортно, и поэтому не прилагают усилий, чтобы внести эффективные изменения, поскольку такая работа предполагает дискомфорт. И люди с подобной жизненной установкой, а иначе “сиюминутные гедонисты”, всеми силами избегают от сиюминутных неудобств и тревог, “даже несмотря на признание того, что работа над своими временно неприятными чувствами скорее всего будет способствовать достижению долгосрочных целей”.

И большинство современных людей сталкиваясь с дискомфортом и тревогой вместо того, чтобы пересмотреть свое понимание и свое отношение к жизни, к бытию вообще, избегают стрессогенных объектов и проишествий путем погружения в киберпространство (интернет, всемирная паутина). Т.е. вместо того, чтобы пересмотреть рациональность своего отношения к тем или иным реалиям, личность пытается “изменить” саму реальность, и так, как в большинстве случаев это невозможно даже частично, личность сама создает тот самый мир, ту самую альтернативную объективной и желаемую реальность, где все устроено так как ему угодно, и где его все или по крайней мере основные потребности без труда находят удовлетворение. И поскольку человек XXI века, благодаря научно-техническому прогрессу, под рукой имеет такое мощное средство как компьютер подключенный к интернету, то не удивительно, что именно киберпространство и становиться основной альтернативой материальному миру, объективной реальности, где личность пытается реализоваться.

Именно с этого и начинается история личности “затерянной в киберпространстве”…

Рассматривая альтеранативную, или желаемую реальность (т.е. виртуальная реальность – от англ. virtual reality — возможная реальность) которую конструирует личность в киберпространстве, лишь как некое “модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств”, мы тем самым сужжаем перечень характерных черт виртуальной реальности и круг исследуемых явлений связанных с ним же. Виртуальная реальность, та самая желаемая для личности реальность, не является лишь модельным отображением реальности, а более того – она становиться той самой, единственной реальностью и действительностю для личности, в котором она (личность) существует и проявляет активность.

Личность нашего времени организовывая свою жизнедеятелность каждый отдельный момент своего существования, независимо от жизненной ситуации и личностных особенностей, находиться в процессе принятия одного лишь единственного решения – БЫТЬ или СУЩЕСТВОВАТЬ? Именно от этого решения и зависит, то какую социальную стратегию выберет личность на пути достижения своих жизненных целей. Именно от этого зависит то, каким будет его поведение – “адаптивным” или “дезадаптивным”? И личность которая принимает решение – быть а не существовать, стремиться активно приспасабливать окружающую среду, пространство (в первую очередь – социальное пространство) под себя, а не подстраиваться самому. И когда традиционные ресурсы и средства личности иссякают или когда их бывает/становиться недостаточно – личность прибегает к одному из самых гениальных творений человечества – к интернету.

Все больше и больше времени проводя в киберпространстве, все больше и больше потребностей удовлетворяя с помощью и в киберпространстве, и все более и более изащряясь в “искусстве” бытия в киберпространстве, не только киберпрстранство становиться неотделимой частью реальности личности, но и сама личность становиться неотьемлимой частью киберпространства, так как уже сама (личность) является частью реальности (виртуальной) неких других элементов киберсистемы и носителем определенных киберсоциальных ценностей и функций. И при подобном положении вещей, личность объективно “теряется” в киберпространстве, хотя и для нее самой, субъективно, это и есть наиболее желаемое на данный момент состояние бытия.

Это именно то явление, которое принято называть “интернет-зависимостью” или “кибер-зависимостью” (internet-addiction, cyber-addiction), когда киберсоциальные реалии (функции, роли, друзья и т.д.) становяться более значимыми чем реально-социальные. И при таком положении вещей, с точки зрения постороннего наблюдателя, имеем дело с виртуализацией социального пространства. А с субъектной точки зрения – происходит полная замена реально-социальных объектов действительности виртуальными, однако также стоит заметить, что для самой личности этот процесс остается почти незамечанным, неосознанным. И в подобных ситуациях проблема которая встает перед психотерапевтом, это в первую очередь - сознание включенное в киберпространство.

Несмотря на то, что интернет-зависимость на сегоднящний день претендует стать одним из наиболее распространенных проблем, тем не менее до сих пор не существует конкретных исследований и данных объясняющих истинную причинность этого явления. Это проблема, требующая также, определенного философского анализа и концептуализации.


Релевантные статьи и их выходные данные:

Бегоян А.Н. (2009) Личность в киберпространстве: в поисках альтернативной/желаемой реальности // Генезис категории виртуальная реальность: Материалы II Международной научной конференции (25-26 июня 2009 г.) / Под ред. А. В. Захряпина и др. - Саранск: Тпи. "Рузаевский печатник", 2009 - 317 с.; с. 39-41.

1 комментарий:

  1. "Личность [...] находиться в процессе принятия одного лишь единственного решения – БЫТЬ или СУЩЕСТВОВАТЬ" - это точно!!!

    ОтветитьУдалить