Психотерапия (от греч. ψυχή — душа + греч. θεραπεία — лечение, уход) — часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. В современном мире психотерапия занимает важное место в общественной жизни, тесно соприкасаясь с психиатрией, консультированием, образованием, религией. Она может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно, в консультациях.
Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Тьюком (Tuke D. H.). В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача.
Психотерапия может быть индивидуальной, семейной и групповой (в зависимости от задач и условий проведения), а также поверхностной или глубинной, поддерживающей, суггестивной, интерпретативной, обучающей, телесно- или вербально-ориентированной.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
В современной психотерапии насчитывается большое разнообразие подходов - до 350 и даже более, основными отличиями которых (не считая философских концепций) являются разные приемы работы, зачастую скомпонованные из техник различных направлений.
Психодинамический подход - cовокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями. Положения, выдвинутые Фрейдом, неоднократно переосмыслялись и пересматривались его последователями, однако это ни в коей мере не умаляет значения его трудов, ставшими основой для изучения бессознательных процессов. Последователями Фрейда стали К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, психоаналитическое движение находит отклик во многий европейских странах и США. Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. З.Фрейд разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.
Экзистенциональная психотерапия(от лат. existentia – существование) представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий. Она вобрала в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), «философия жизни» (Ницше, Дильтей), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса, Камю, Сартра и философско-психологические воззрения многих других исследователей. Главным предметом экзистенциальной психотерапии можно обозначить смысл человеческой жизни, то, как он обретается, изменяется и иногда утрачивается. По мнению американского психолога Гарднера Линдсея, экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании. Во главу угла ставится индивидуальность человека, влияющая на его поведение. И проявляется эта индивидуальность в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Экзистенциалисты различают «бытие» и «существование». «Бытие» включает в себя окружающий мир человека – природный и социальный, а «существование» – это внутренняя жизнь человека, его индивидуальное «я».
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) была создана Альбертом Эллисом в 1955 г . Правда, в то время она называлась просто рациональной терапией. Позже Эллис изменил название на «рационально-эмоциональную терапию», а в 1994 г . - внес последнее уточнение, добавив определение «поведенческая». В итоге название дословно выразило основную идею РЭПТ: корректировка догматических – «иррациональных» - убеждений человека приводит к изменению не только его болезненных эмоций, но и всей системы (невротического) поведения. «Невроз – это глупое поведение неглупого человека» - гласит парадоксальный афоризм мэтра. Для того, чтобы изменить такое поведение, терапевтических средств, на которые обычно делают ставку - эмпатии, поддержки, принятия, - по меньшей мере, не достаточно. Любовь лечит не всегда и не всегда лечит… «Беда большинства терапий, - замечает в связи с этим Эллис, – в том, что они помогают Вам чувствовать себя лучше. Однако дела Ваши при этом лучше не идут». Для того, чтобы преодолеть невроз, и предотвратить его возобновление необходимо научить человека думать по-другому - рационально, гибко, реалистично, а также применять новый стиль мышления в повседневной жизни. В этом и заключается терапевтическая стратегия РЭПТ.
Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления. Виднейшие представителями современного когнитивно-бихевиорального подхода являются А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.
Основатель гештальт-терапии, Фредерик Перлз, говорил, что пациент сам себя обеспечит интерпретацией своих действий, надо только обучить его способности слушать, видеть, обонять и осязать. Фон, фигура, структура, конфигурация, организм, среда. Вроде слова все знакомы и понятны, однако как это связать с психотерапией не совсем ясно. Но если расшифровывать, то гештальт – это и есть та самая фигура, структура, а фон – это то, что нас окружает, наша среда. Например, сидя в удобном кресле у себя дома или на работе и читая эту статью, вы находитесь в окружении фона – это и комната, и дом, и город и так далее. А вот текст, который вы читаете, является фигурой – гештальтом, который обязательно связан с окружающим фоном. Но фоном не обязательно выступают только неодушевлённые предметы, например, окружающие нас люди всегда являются нашим фоном. И лишь время от времени среди них мы выделяем для себя гештальт, который интересен и актуален в этот момент. Таковы основное положение гештальт терапии. Получается, что каждый день, каждую минуту мы создаём некие фигуры, они контактируют с окружающей средой, с фоном, а затем теряют свою актуальность и разрушаются. И смысл гештальт-терапии в том, чтобы научить или восстановить способность пациента строить фигуры в адекватной связи с фоном.
Клиент-центрированный подход - направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента. Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом (1902-1987), представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Клиент-центрированный подход применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида.
Системная семейная психотерапия – одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Возникший после Второй мировой войны, этот подход развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических школ. Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила общая теория систем, вытекающая из «организмического взгляда на мир». Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она – объект психотерапевтического воздействия. Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. Семейная психотерапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить с помощью системной семейной психотерапии. Пионерами семейной психотерапии являются Мюррей Боуэн, Джей Хейли, Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Сальвадор Минухин и другие.
Сегодня телесно-ориентированная психотерапия предлагает оптимальные условия для личностного роста, возвращая способность к осознанию связи между телом и чувствами. То есть телесно-ориентированная психотерапия помогает исцелить душу через работу с телом, с заключёнными в нём переживаниями и проблемами. Александр Лоуэн, последователь телесно-ориентированной психотерапии, утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела, когда травмы и разочарования, накапливаясь внутри нас, приводят к разладу между разумом, телом и чувствами.Существует так же мнение, что различные скрытые или подавленные проблемы могут спровоцировать какую-либо травму, делая определённую область тела более хрупкой и беззащитной перед лицом окружающего мира. В своё время Райх выявил связь между характером и мышечным панцирем человека, обнаружив, например, что у невротиков реакция мышц замедленна по сравнению со здоровыми людьми. Все упражнения, которые приходится делать пациенту в процессе терапии, призваны заново пережить и высвободить то напряжение, которое вызвало образование мышечной брони.
Интересно и то, что именно при работе с телом клиента становятся видны глубинные аспекты бессознательной стороны процесса клиент-психотерапевт, которые бывают незаметны при работе на вербальном уровне. Происходит это ещё и потому, что не последнюю роль в процессе телесно-ориентированной психотерапии, играет прикосновение, из-за чего уменьшается физическое расстояние между участниками процесса.
Арт-терапия - одно из направлений гуманистической психологии, методика психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Нейро-лингвистическое программирование. Началось всё в семидесятые годы двадцатого столетия с наблюдательного математика Ричарда Бэндлера и его единомышленника лингвиста Джона Гриндера. Эти два человека, далёкие от мира психотерапии, выявили интересную закономерность, что если людей, страдающих различными фобиями, заставить взглянуть на пугающую ситуацию «со стороны», то страх пропадает, и появляется возможность избавиться от негативных переживаний. В своей работе два новатора использовали принцип копирования техник успешных терапевтов, включая известного своим недирективным гипнозом Милтона Эриксона, создателя гештальт-терапии Фрица Перлза, семейного психотерапевта Вирджинии Сатир и многих других людей, которые, по мнению основоположников нейро-лингвистического программирования, являлись примером человеческого совершенства. В нейро-лингвистическом программировании учитывается уникальность каждого человека, его субъективное отношение ко всему с ним происходящему. У каждого из нас есть своя карта мира, которая помогает нам ориентироваться в нашем окружении. Но при этом существует убеждение, что если один человек умеет что-то делать, значит и других можно этому научить. Исходя из этой установки, существует ещё один постулат нейро-лингвистического программирования, который выражается в том, что если не получается что-то сделать привычным способом, надо просто «зайти с другой стороны», попробовать осуществить задуманное немного иначе. То есть, достаточно изменить свои действия, чтобы получить совершенно другой результат. Специалисты называют нейро-лингвистическо программирование эпистемологией – наукой о том, как мы познаём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий